Энциклопедия знаменитых россиян

Вассиан Косой (конец XV - начало XVI в.)

 

    Инок, в миру князь Василий Иванович Патрикеев, выдающийся церковно-политический деятель Московской Руси. По происхождению своему Вассиан принадлежал к знатнейшему боярству и в конце XV в. являлся одним из главарей боярской партии, стоявшей в вопросе о престолонаследии за внука Ивана III, Дмитрия, против Софии Палеолог и ее сына Василия, в вопросах государственного строя — за властное участие боярства в управлении. В церковных делах эта партия была близка к еретическим и вообще свободолюбивым кругам. С падением его партии Вассиан был пострижен в монахи и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь (1499). Став учеником Нила Сорского, Вассиан усвоил его мировоззрение и всю совокупность его практических взглядов. Вероятно, уже в 1503 г. Вассиан вместе с Нилом прибыл в Москву. Когда Иосиф Волоцкий вновь поднял вопрос о мерах борьбы с еретиками, Нил и его ученики выпустили против Иосифа знаменитое “Послание заволжских старцев”, требовавшее снисходительности к еретикам. Это послание некоторые ученые приписывают Вассиану. Впоследствии между Вассианом и Иосифом произошел обмен полемическими сочинениями.

    В княжение Василия III Вассиан скоро занял выдающееся положение. Его называли “великим временным человеком”, то есть временщиком. Он жил то в Чудовом, то в Симоновом монастыре и постоянно бывал во дворце. Благодаря его влиянию была смягчена участь еретиков; одно время великий князь даже воспретил Иосифу писать против Вассиана. Не без участия Вассиана был избран, по-видимому, на митрополию близкий Нилу и его последователям Варлаам.

    Около 1517 г. Вассиан, по соглашению с митрополитом Варлаамом, приступил к пересмотру “Кормчей”, свода церковных постановлений и “градских” законов византийских императоров. В их работе с 1518 г. принял участие прибывший с Афона Максим Грек. Вокруг него группируются оппозиционно-настроенные люди и среди них Вассиан. В 1523 г. на митрополию возводится Волоколамский игумен “иосифлянин ” Даниил, и скоро затем начинается гонение на людей оппозиционного направления. Влияние Вассиана начинает слабеть, что, может быть, объясняется, помимо других причин, еще и его неодобрением, высказанным разводу великого князя. В 1531 г. Вассиан должен был предстать перед собором как подсудимый. Митрополит Даниил предъявил Вассиану ряд обвинений: самовольное исправление “Кормчей”, внесение в нее мыслей “эллинских мудрецов ”, произвольное устранение из “Кормчей” текстов, говорящих в пользу права монастырей владеть вотчинами, хулу на чудотворцев, 'признание Христа тварью, еретическое учение о нетленности плоти Христовой. Последние два обвинения были явно противоречивы.

    Вассиан защищался очень энергично и язвительно, но осуждение его было предрешено; собор признал его виновным и заточил во враждебный ему Иосифо-Волоколамский монастырь — жестокая, издевательская кара. Год смерти Вассиана не известен. Он умер, во всяком случае, до 1545 г., если верить сомнительному показанию Курбского, насильственной смертью.

    И в сочинениях, и в деятельности своей Вассиан является человеком независимым, передовым, прямым, гордым, несколько заносчивым, боярином в монашеской рясе, в полемике страстным до неистовства. Из сочинений до нас дошло немногое, но оно свидетельствует о недюжинных дарованиях и сильной оригинальной мысли.

 

Сайт создан в системе uCoz