Энциклопедия знаменитых россиян

Верещагин Василий Васильевич (1842-1905)

 

    Художник. По окончании курса в Морском кадетском корпусе, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Получив малую серебряную медаль за эскиз “Избиение женихов Пенелопы” и похвалу Академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал за границу. В Париже он поступил в Школу изящных искусств и работал под руководством французского художника Жерома.

    Возвратившись из-за границы, Верещагин отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах “Le Tour de Monde” и в русском “Всемирном путешественнике”; некоторые из них были на Академической выставке 1867 г.

   Верещагин побывал на Дунае и затем снова посетил Кавказ. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден Святого Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью — в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на “После удачи”, “После неудачи”, “Опиумоеды”, а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником “Бача со своими поклонниками ”. Вся коллекция туркестанских картин была выставлена Верещагиным в Лондоне в 1873 г. и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Ввиду толков и обвинений в тенденциозности Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: “Окружили — преследуют”, “Забытый” и “Вошли”.

    В 1874 г. совет Академии, во внимание к его художественным трудам, возвел Верещагина в звание профессора; но тот, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.

    Два года Верещагин пробыл в Индии, а в 1876 г. поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным оттуда. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целых два года. В 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 г. — в Москве и Петербурге. Индийских картин — всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885—1888 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке.

    Во время Русско-японской войны Верещагин вновь отправился на театр боевых действий. Он был близок к адмиралу С.И. Макарову и вместе с ним в 1905 г. погиб при взрыве броненосца “Петропавловск” в Порт-Артуре.

    Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин являлся решительным приверженцем реализма в искусстве, брал сюжеты только из действительности и если трактовал их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем на разных европейских языках без преувеличения, можно сказать, составляют целую литературу.

 

Сайт создан в системе uCoz